Лучшее летнее воспоминание: как прошла Школа лидеров социальных проектов «Кириллица» в Рузе
С 24 по 28 июля в Комплексе «Руза» активные студенты Вышки разрабатывали социальные проекты, благоустраивали территорию, учились решать конфликты, снимали клипы на популярные песни — и это далеко не всё! О том, как прошла Школа лидеров социальных проектов и, по совместительству, наш любимый выезд этого лета — в сегодняшнем репортаже.
Школа лидеров социальных проектов «Кириллица» — это второй выезд Центра лидерства и волонтёрства Вышки в Рузу. Прошлый был посвящён съёмке социальной рекламы, а в этом году организаторы решили углубиться в социальное проектирование. Пять дней Школы были направлены на разработку проектов, которые участники смогут продолжить развивать и реализовывать в университете.
В выезде поучаствовали 33 человека из Москвы и Санкт-Петербурга. Именно эти студенты смогут стать основателями новых социальных проектов в университете и даже за его пределами. Это ребята с разным опытом работы в социальных проектах — кто-то уже участвовал в подобных инициативах и хотел создать что-то своё, а кто-то впервые пробовал себя в этой сфере.
«Опыта создания социальных проектов с нуля у меня не было, но было очень интересно! Внутренняя кухня таких мероприятий для меня была тайной за семью печатями, поэтому я с радостью отправила заявку», — рассказывает участница Аня Галкина.
Участие в прошлогоднем выезде замотивировало многих ребят вернуться на «Кириллицу» ещё раз:
«Разработка социальной рекламы в прошлом году была моим первым опытом в социальных проектах, именно тогда я заинтересовалась этой сферой и осознала, что могу внести свой вклад в общество благодаря своим компетенциям. Поэтому я вернулась сюда во второй раз», — рассказывает участница Полина Тури.
Важной мотивацией участия было также желание стать частью доброго сообщества университета, участвуя в проектах ВЦ:
«Меня привлекла команда организаторов — давно было желание познакомиться с Волонтёрским центром, и это было приятное знакомство!», — делится Лера Никулина.
Участники выезда были разделены на команды по направлениям: инклюзия, спорт и ЗОЖ, экология, образование, медиа, культура и история, донорство. Ребятам предстояло погрузиться в выбранное направление, узнать об основных трендах и тенденциях в некоммерческом секторе, а затем создать проект, решающий одну из проблем в их сфере.
Студенты выбирали направления работы по разным причинам. Для кого-то было важным получить новый опыт. Другие же остановились на теме, связанной с их профессиональными интересами. Например, Соня Шевченко, студентка ОП «Реклама и связи с общественностью», была членом команды «Медиа», которая близка к её образовательному профилю:
«Я увидела в этом прекрасную возможность применить знания, полученные за два года обучения, на практике. В рамках этого направления можно придумывать и внедрять новые способы продвижения идей для аудитории, что особенно важно в социальной сфере. Думаю, именно поэтому я захотела попасть в эту команду», — делится Соня.
В первый день выезда команды и их наставники провели встречи с экспертами по направлениям, чтобы узнать больше о будущей сфере работы, задать интересующие вопросы и вдохновиться опытом других. Экспертами стали представители благотворительных фондов и организаций «Антон тут рядом», «Учитель для каждого», «Сборка», «Друзья», «Счастье», «Том Сойер Фест», а также Российского союза спасателей и Российского Красного Креста МО Академический.
Лиза Запорожец из команды «Образование» вспоминает вводную встречу с экспертом как один из самых интересных моментов выезда:
«Нашу лекцию провёл Александр Шувалов, психолог, социальный педагог, который был куратором программы «Учитель для России» (сейчас — «Учитель для каждого») в Нижегородской области и ЯНАО. Он меня очень вдохновил: поехать в небольшое поселение в Ханты-Мансийском округе и жить там в непростых условиях, чтобы помогать детям — это правда здорово!», — делится Лиза.
После вводных лекций начался обширный образовательный блок. Участники получали новые знания во время тренингов и лекций, а затем закрепляли их на практике во время работы с наставниками.
В насыщенной образовательной программе каждый находил полезное для себя. Участнице Ане Галкиной больше всего запомнился тренинг по разработке идей, она сделала вывод о том, как важно исследовать аудиторию:
«Самым полезным для меня был блок, где нас учили находить потребности целевой аудитории. Я поняла, что какие бы гениальные идеи ни придумала команда, если они не решают проблемы людей, им не суждено реализовать свой потенциал. Этот простой принцип я буду применять в будущем.»
Полина Тури вспоминает, что самыми ценными стали организация командной работы и анализ кейсов:
«Мне очень запомнились построение комфортной экологичной работы в команде и распределение ролей. Ещё было очень интересно разбирать другие социальные проекты в сфере экологии, оценивать их плюсы и зоны роста. Они очень вдохновили меня!»
Лера Никулина упоминает ещё одну важную активность — выступления в формате peer-to-peer. В рамках этого мероприятия несколько участников делились друг с другом опытом в социальных проектах, благотворительности и волонтёрстве.
«Мне удалось попасть на выступление по теме исследований социальной инклюзии, что было максимально актуально для нашего проекта», — вспоминает Лера.
А ещё за время выезда участники узнали, чем команда отличается от группы и как в команде распределяются роли, научились правильно давать техническое задание, обсудили, почему конфликты полезны и как подходить к их решению. Ребята отмечают, что полученные знания будут актуальны и после выезда:
«Самое классное — универсальность полученной на образовательном блоке информации. Я уверена, что эти знания пригодятся мне в работе над проектами из разных сфер», — отмечает Соня Шевченко.
«Кириллица» — выезд, который уже второй год запоминается надолго не только из-за образовательного блока и разработки интересных проектов, но и благодаря уютной атмосфере и развлекательным мероприятиям. Неформальную часть выезда создавала команда вожатых СПО «Вышка — детям».
Старшая вожатая Даша Сильникова рассказала, для чего, по её мнению, выезду нужны вожатые:
«Кириллица — это не только про социальные проекты и благоустройство, но и про яркие летние моменты. Вожатые отвечают за создание душевной и комфортной атмосферы, проводят творческие рефлексии и поддерживают студентов», — делится Даша.
Вожатый Влад Ратке подчёркивает, что наличие вожатого важно и для построения комфортной работы в команде:
«Вожатые помогают ребятам отрефлексировать пережитый опыт, чтобы им было легче развиваться дальше. А ещё мы помогаем в командообразовании, создании коллектива, в котором всем будет комфортно существовать.»
Участники выезда вспоминают вожатские мероприятия как одни из самых ярких моментов выезда — они помогли им сплотиться, отдохнуть, узнать много нового, лучше понять себя и других. Соне Шевченко особенно запомнилась съёмка клипа вместе с командой для одного из мероприятий:
«Мы попали под проливной дождь, но, быстро сориентировавшись, сняли атмосферное и трогательное видео под песню МакSим “Знаешь ли ты”. Каждый смог почувствовать себя поп-звездой 2000-х», — делится она.
Участники с трепетом вспоминают квест в стилистике хоррор, который вызвал множество ярких эмоций. Лера Никулина отмечает, что он помог её команде лучше узнать друг друга:
«Это был очень эмоциональный вечер! Мы не только испугались на славу, но и почувствовали себя командой, потому что ничто не сближает лучше, чем страх. Ходили от точки до точки, сцепившись за руки!», — вспоминает Лера.
Хоррор-квест запомнился не только участникам, но и организаторам. Культурный организатор выезда Вова Телепин считает его одним из своих главных достижений:
«Разработку концепции квеста я начал во время археологической практики на Кавказе, вокруг величественных гор под ярким звёздным небом. Затем мы долго готовились к проведению — закупали материалы, прописывали задания, готовили реквизит, и в итоге получилось масштабное мероприятие, которым я очень горжусь!», — делится Вова.
С особым теплом и участники, и организаторы, говорят о прощальном мероприятии выезда:
«Мы обменивались верёвочками и благодарили друг друга за проведённое вместе время. Я понимала: всё, выезд закончен, мы так много всего успели сделать, узнать. И сейчас самый важный момент, чтобы сказать людям, которые меня окружали все эти пять дней, «спасибо» или какие-то добрые слова», — рассказывает Лиза Запорожец.
Школа лидеров социальных проектов стала источником новых знаний и опыта не только для участников, но и для многих организаторов. Даша Сильникова впервые стала старшей вожатой:
«Символично, ведь год назад именно “Кириллица” была моей первой настоящей вожатской сменой», — вспоминает Даша.
Вова Телепин был культурным организатором выезда и занимался подготовкой мероприятий. Вова тоже отмечает, что этот опыт стал для него новым:
«На “Кириллице” я впервые работал культоргом на масштабном проекте. Я понимал, что я создаю мероприятия для каждого из участников, независимо от их принадлежности к той или иной команде. Это большая ответственность, которую я ощущал на протяжении всех 5 дней», — делится Вова.
Катя Петько уже была наставником на выезде прошлого года и на Школе Волонтёра. Но Школа лидеров социальных проектов открыла для неё новую сторону наставничества:
«На этом выезде я поняла, что я правда могу передать ребятам свой опыт, помочь, подсказать. Почувствовала какую-то свою экспертизу в той сфере, о которой мы говорим. Самое важное, что я вынесла из этого выезда —уверенность в своих силах и в своём опыте», — отмечает Катя.
Соня Самарина впервые была наставником на проекте ВЦ и считает, что этот опыт научил её адаптироваться к меняющимся обстоятельствам и напомнил о любви к своему делу:
«Участники моей команды научили меня вкладывать свои силы и энергию в интересную работу, несмотря на внешние обстоятельства. А ещё я поняла, что я очень люблю дело, которым занимаюсь. Мне действительно нравится наставлять в проектах, помогать развиваться.»
Наставника Любаву Ефимову тоже очень вдохновили участники команды:
«Они научили меня тому, что любой опыт важен и нужен. У нас были люди с разных факультетов, и я не ожидала, что у них получится настолько продуктивное сотрудничество. Оно привело к очень классным идеям и решениям.»
Любава также отмечает, что за время выезда пережила необычный опыт — вместе с командой они больше часа развивали одну идею проекта, а в конце неожиданно пришли к совершенно другому решению.
«Эта ситуация показала — иногда в жизни может произойти такое, что за секунду придётся всё перечеркнуть, всё начать с нуля. И даже за пять минут может получиться что-то гораздо лучшее, чем было изначально», — рассказывает она.
Катя Павлова, менеджер ВЦ, на выезде прокачала свои навыки фотографии, потому что снимала участников и организаторов на каждом мероприятии. А ещё она смогла попробовать себя в новой роли:
«Я приняла участие в качестве актрисы в хоррор-квесте. Я таким раньше не занималась, и мне очень понравилось. Это был интересный и абсолютно новый для меня опыт», — вспоминает Катя.
Для многих вожатых «Кириллица» отличалась от других смен, на которых они работали, своим образовательным компонентом и возможностью быть причастными к разработке крупного проекта. Вожатого Мишу Журавлёва очень впечатлила работа ребят из его команды:
«Слушая, как они рассуждают и обсуждают возможные решения проблем, я восхищался их знаниями, опытом и идеями, и это радовало и мотивировало меня самого!»
Влад Ратке также отметил, что студенческий выезд отличался от смен с детьми, и это открыло для него много новых форматов работы:
«Работа со студентами — не то же самое, что с детьми, и очень важно было подбирать механики мероприятий и рефлексий, которые они действительно оценят и не посчитают детскими», — делится Влад.
Главным результатом выезда стали 7 социальных проектов, разработанных участниками и их наставниками с нуля. Ребята прошли все этапы от изучения проблемы и анализа целевой аудитории до составления сметы и календарного плана проекта, и их работа продолжается и после выезда.
«Ещё при отборе участников для нас было важно, чтобы они были готовы после Рузы продолжать работать вместе. Мы формируем в университете сообщество лидеров социальных проектов, которое действительно будет что-то менять и решать», — делится Аня Мартыненко, координатор выезда.
Мы спросили у участников и наставников, какие проекты у них получилось создать к концу выезда и как они планируют продолжать над ними работу. Соня Самарина и её команда выяснили, что в Вышке много донорских проектов, которые не объединены между собой, и приняли решение работать именно с этой проблемой:
«Мы хотим создать медиа, которое будет распространять культуру донорства, объединять всех доноров Вышки и рассказывать о пути, который может пройти как студент, так и сотрудник Вышки в качестве донора», —рассказывает Соня.
Катя Петько была наставником направления «Спорт и ЗОЖ», и её команда решила помогать студентам получать от спорта удовольствие и искать подходящие для себя занятия:
«Мы поняли, что часто студенты занимаются спортом не ради удовольствия от процесса, а потому что им это навязано. У кого-то есть обязательная физкультура, у кого-то родители настаивают, кто-то занимается ради достижения спортивной формы», — делится Катя.
В результате команда «Спорт и ЗОЖ» разработала концепцию фестиваля необычных видов спорта, где каждый студент сможет найти интересную для себя активность, прийти на лекции экспертов и зарядиться позитивным отношением к спорту.
Команда «Медиа» также решала актуальную проблему, с которой большинство ребят сталкивались в начале обучения в университете. Участники команды решили работать со студентами, которые хотят заниматься волонтёрством, но по каким-то причинам не начинают этого делать.
«Мы предлагаем создать систему наставничества, которая помогает заинтересованным студентам плавно войти в сферу волонтёрства. Для освещения возможных путей развития в социальной сфере мы также создаём доброжелательное медиа в социальных сетях, благодаря которому новички смогут получить чёткое представление о волонтёрской деятельности», — делится Соня Шевченко.
Среди проектов команд были и те, которые работали с аудиторией за пределами Вышки. Так, команда «Инклюзия» сосредоточилась на доступности городских пространств для детей. Начать ребята решили с создания детской карты Московского Метро.
«Сейчас нашими основными задачами являются проведение исследования целевой аудитории, чтобы понять, актуальна ли выбранная нами проблема для детей, и, если она актуальна, — разработка дизайна детской карты Метро», — делится планами Лера Никулина.
Команда «Образование» также выбрала внешнюю аудиторию — они решали проблему недостаточной социализации подростков из детских домов. Решением стало сообщество безопасного общения для подростков из детских домов, а также ребят, которые не воспитывались в детских домах. Участница команды Аня Галкина отмечает, что именно объединение подростков из разной среды приведёт к нужным результатам:
«Наша основная задача — побороть стигму и показать, что быть разными — здорово»
Необычное мероприятие решили организовать участники команды «Культура и история». Это культурно-исторический квест, который позволит людям с разным уровнем осведомлённости о культуре и истории нашей страны получить новые знания и впечатления.
А команда «Экология» в ходе выезда разработала необычный вариант решения проблемы избыточного потребления вещей:
«Мы решили показать людям, как из старых ненужных вещей сделать что-то невероятно крутое, проведя мастер-класс по ресайкл-арту. Возможно, в будущем проект сможет перерасти в целый экологический фестиваль!», — рассказывает Полина Тури.
Все команды продолжают работать над своими проектами и после выезда в Рузу, и сейчас они уже готовятся к реализации своих инициатив в университете или за его пределами.
Выезд оставил у всех его участников множество ярких летних воспоминаний, и каждый нашёл в «Кириллице» что-то своё. Мы спросили у команды организаторов, как бы они описали эти насыщенные пять дней одним словом. Оказалось, что «Кириллица» для них — уют, любовь и забота, профессиональная команда и эмоции, которые ещё долго будут греть душу.
Для Миши Журавлёва выезд — это дружный коллектив:
«Мы очень тесно взаимодействовали внутри команды вожатых и культоргов, а также с другими организаторами, благодаря чему наша команда стала очень комфортной», — делится Миша.
Координатор выезда Аня Мартыненко тоже уверена, что главное в этом выезде — люди:
«Как организаторы, так и участники вложили большое количество сил, знаний и эмоций в проект, без них ничего бы не получилось. Каждый сделал свой небольшой вклад, и вместе мы — большая добрая сила!»
Участники, в свою очередь, благодарны «Кириллице» за новый опыт, знакомства и эмоции, которые зарядили их на продолжение совместной работы.
Для Полины Тури этот опыт стал напоминанием о том, что мы способны нести в мир позитивные изменения, несмотря ни на что:
«Спасибо за возможность сделать что-то, что изменит общество в лучшую сторону, за веру в себя!»
Лиза Запорожец очень рада, что «Кириллица» появилась в её жизни год назад, и обещает вернуться снова. Соня Шевченко и Аня Галкина благодарны за возможность попробовать свои силы в новой сфере и прекрасных людей рядом.
Насыщенная образовательная программа, невероятная атмосфера, красивые закаты и множество новых знакомств — такой стала «Кириллица» для каждого из нас. Лера Никулина, завершая рассказ о выезде, отмечает, что эти воспоминания останутся с ней надолго:
«Это событие, которое сделало наше лето особенным. Спасибо за ощущение юного, искреннего и такого летнего счастья!»
Школа лидеров социальных проектов «Кириллица» проведена при поддержке Банка «Открытие» и Банка ВТБ.
Автор: Аня Сивак
Редактор: Аня Мартыненко
Фотограф: Катя Павлова