«Всегда приятно знать, что о тебе помнят и заботятся»: сообщество Волонтёрского центра и его ценности
Волонтёрство — это целая вселенная, в которой тысячи людей находят своё предназначение. Мы начинаем помогать по разным причинам, но добрые дела постепенно становятся неотъемлемой частью жизни каждого. Одна из главных ценностей Волонтёрского центра Вышки — это тёплое, комфортное сообщество, в котором можно развиваться, учиться и получать незабываемые эмоции. И всё это — вместе с помощью людям и миру.
Что мотивирует нас помогать?
Мотивация заниматься волонтёрством бывает разной, ведь помощь людям многогранна. Аня Мартыненко, заместитель директора ВЦ, уже 3 года исследует мотивацию и эмоции волонтёров. Руководствуясь научными теориями и собственным исследованием, она выделяет 6 мотивов:
- Социальный мотив: «Я хочу помогать, потому что так познакомлюсь с новыми людьми».
- Психологический мотив: «Я хочу помогать, потому что мне так станет легче, я решу свою внутреннюю проблему» (такой мотив часто встречается у волонтёров в социальной сфере, когда человек стремится помочь, потому что ранее его близкие столкнулись с такой же проблемой).
- Идеологический мотив: «Я хочу помогать, потому что верю, что могу изменить мир».
- Мотив саморазвития: «Я хочу, чтобы меня заметили, хочу развиться профессионально благодаря волонтёрству».
- Эмоциональный мотив: «Я хочу помогать, потому что это весело, я хочу делиться своими эмоциями».
- Материальный мотив: «Я хочу помогать, потому что получу что-то взамен».
По мнению Ани, нет «правильной» и «неправильной» мотивации. Исключением является лишь желание получить материальное вознаграждение:
«Мерч, подарки, угощения должны быть подкреплением мотивации, дополнительным поощрением, но никак не основной причиной волонтёрской деятельности. Если человек приходит на проекты, чтобы получить что-то материальное, ему трудно увидеть в волонтёрстве глубинные смыслы, искать себя, развиваться», — комментирует Аня.
Кстати, сама Аня пришла в волонтёрство на первом курсе университета, чтобы обрести единомышленников и стать частью большого сообщества. За знакомствами и нетворкингом на свою первую волонтёрскую смену пришла и Катя Петько, тим-лидер и наставник проектов ВЦ, лидер проекта «Кириллица», заместитель руководителя студенческой организации HSE Outreach:
«Моей главной мотивацией было найти друзей и свою компанию. Уже на первом мероприятии я познакомилась со многими активными студентами и сотрудниками Волонтёрского центра», — вспоминает Катя.
Аня Сивак, креатор медиакоманды ВЦ, учится на образовательной программе «Стратегия и продюсирование в коммуникациях», и для неё волонтёрство стало возможностью дарить людям добро и хорошее настроение, совершенствуя профессиональные навыки:
«Для меня стало приятным открытием, что у волонтёрства очень много граней, и помогать можно разными способами. Так я открыла для себя медиаволонтёрство — мой способ делать мир лучше, получать массу впечатлений, при этом развиваясь в будущей профессии», — отмечает Аня.
Лиза Пютсеп, волонтёр и райтер медиакоманды проекта «Кириллица», тоже искала в волонтёрской деятельности новый опыт и впечатления:
«В подростковом возрасте я помогла организовать и провести несколько мероприятий, и мне очень хотелось повторить этот опыт в более осознанном возрасте. А ещё — это возможность стать частью большого сообщества, о котором я так много читала на медиаресурсах университета», — делится Лиза.
Многие волонтёры отмечают, что их деятельность помогает сделать мир лучше и стать частью чего-то важного:
«Наверное, меня мотивирует желание помогать другим и возможность привнести в общество что-то позитивное. И ещё хочется чувствовать себя причастным к организации мероприятий», — делится Даня Баранков, тим-лидер и событийный волонтёр.
Как волонтёры и сотрудники центра взаимодействуют друг с другом?
Какой бы сильной ни была мотивация, важно, чтобы сам процесс участия в проектах был комфортным для всех участников. Сотрудники Волонтёрского центра уделяют много внимания коммуникации внутри команды, поддержке и помощи волонтёрам.
Мы поинтересовались у менеджера ВЦ Арины Андреевой, как происходит взаимодействие во время проектов:
«Мы придерживаемся классической иерархии взаимодействия, которая включает организатора, менеджера/координатора мероприятия, тим-лидера и волонтёров — как показывает практика, этот подход позволяет всем наиболее эффективно выполнять свои функции. Если говорить о межличностных отношениях, то во время мероприятий мы стараемся быть предельно серьёзными, чтобы не терять концентрацию и выполнять задачи, но при этом поддерживаем максимально дружескую атмосферу».
Для Адель Файзуллиной, ещё одного менеджера центра, комфортная обстановка и взаимная поддержка являются самыми важными элементами работы:
«В такой атмосфере проще выполнять задачи, больше свободы для творчества, меньше страха совершить ошибку. Поэтому я стараюсь писать дружелюбные сообщения в чаты, не игнорировать вопросы, внимательно слушать, помогать в неординарных ситуациях. А ещё я люблю разряжать обстановку добрыми шутками!», — делится Адель.
Адель вспоминает свою работу на Ясинской конференции в 2023 году как пример волонтёрской смены, где удалось создать комфортную обстановку и эффективно работать:
«Каждый день к нам приходило до 40 волонтёров, которых я инструктировала. Я также следила, чтобы у всех на площадке всё было хорошо. На кофе-брейке мы делились историями из жизни и впечатлениями от смены, это разряжало обстановку. А в конце смены мы собирались в штабе и делали совместную фотографию на память — после этого все уставшие, но довольные уходили домой», — вспоминает Адель.
Именно такой подход к работе — ответственный и осознанный, но при этом с вниманием к людям и атмосфере в коллективе, — больше всего ценят волонтёры, активно принимающие участие в мероприятиях и проектах. Даня Баранков отмечает, что именно поддержка и взаимодействие с другими членами команды делают волонтёрскую смену комфортной.
«Важно понимать, что есть люди, готовые помочь и поддержать в любой сложной ситуации», — добавляет Даня.
Кроме помощи на различных событиях, у Волонтёрского центра есть медиакоманды, которые работают вместе в течение полугода. В таких проектах мотивация и поддержка волонтёров становятся ещё важнее, чем на однодневных мероприятиях. Поэтому ВЦ уделяет большое внимание каждому члену команды, чтобы у всех оставались только позитивные впечатления.
«Здесь всегда комфортно работать, так как в команде поддерживают, не запрещают ошибаться, многому учат и предоставляют возможности», — делится Аня Сивак.
Может ли неправильная коммуникация повлиять на деятельность волонтёров?
Конечно, даже в идеальных условиях что-то может пойти не так, и волонтёрские смены — не исключение. Многие волонтёры и сотрудники центра отмечают, что помогать может быть сложно, если члены коллектива или гости мероприятия ведут себя неуважительно по отношению к другим.
Лиза Пютсеп также вспоминает, что некомфортную обстановку может создавать нарушение волонтёрами субординации в общении с координаторами мероприятия или в общем чате. А Даня Баранков, как опытный тим-лидер, вспоминает, как сложно даются форс-мажорные ситуации:
«Бывает, когда уже укомплектовали волонтёрский штаб, 5 человек утром пишут, что не смогут прийти, а замену найти уже нереально — это трудно решить».
Оля Киреева, организатор раздельного сбора отходов в «Зелёной Вышке», отмечает, что самой большой сложностью в работе может стать безразличие и бездействие других людей:
«Мне иногда кажется, что у многих людей просто нет мотивации что-либо делать. Тяжело за многое отвечать, когда другим всё равно».
Но мы не забываем: чтобы помогать в комфортной обстановке, нужно прежде всего самим осознанно подходить к подготовке, быть внимательными к деталям и к окружающим людям.
«Я думаю, в начале работы всегда стоит познакомиться и обсудить особенности вашего взаимодействия. А на протяжении проекта или мероприятия — отслеживать, что все чувствуют себя хорошо и понимают, что делать», — отмечает Аня Сивак.
Комфорт со стороны волонтёра тоже связан с правильной коммуникацией и чётким пониманием своих задач:
«Мне кажется, перед началом мероприятия волонтёр должен изучить свои задачи, правила и другие материалы для подготовки. Если волонтёр будет с ответственностью подходить к своим функциям и деятельности координаторов, то получится выстроить комфортное взаимодействие, основанное на взаимопонимании и ответственном отношении к своей роли в мероприятии», — делится Лиза Пютсеп.
Не менее важным волонтёры считают умение давать и принимать обратную связь. Многие приходят в волонтёрство, чтобы становиться лучше и развивать новые навыки — поэтому без правильного фидбэка невозможно представить ни один проект. Даня Баранков отмечает, что способность принимать обратную связь, обращать внимание на зоны роста, отстаивать собственные границы — самые важные навыки, необходимые для комфортного взаимодействия в команде.
Почему волонтёры — это не «бесплатная рабочая сила»?
Каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с мнением, что волонтёры — «бесплатная рабочая сила», ведь они трудятся и помогают другим не ради материального вознаграждения.
Оля Киреева считает, что это мнение может быть правдой, но относиться к нему нужно по-другому:
«Мы действительно делаем работу и не получаем за неё материальную плату. Только я не считаю, что это плохо, и не понимаю, почему так считают другие. Волонтёры получают эмоции, впечатления, опыт — это тоже круто», — делится Оля.
Лиза Пютсеп также часто встречается с таким мнением:
«Обычно люди аргументируют это тем, что за любую работу и потраченное время нужно платить, — делится Лиза. — Однако я считаю, что волонтёрская деятельность является добровольной, поэтому быть волонтёром или нет — выбор каждого человека».
Менеджер Волонтёрского центра Вышки Катя Павлова также отмечает, что не только участники мероприятий, но и организаторы часто относятся к волонтёрам недостаточно уважительно:
«Организаторы проектов иногда рассчитывают, что им помогут просто так, считают, что не должны ничего взамен. Да, волонтёры помогают на добровольной основе, но они — такие же люди, у которых есть свои ценности и потребности».
По мнению Кати, помощь волонтёров не должна обесцениваться — она не оплачивается, но каждая смена приносит эмоции, профессиональные навыки и опыт.
«Если организаторы не могут предоставить волонтёру то, что следует, мы стараемся подключить свои ресурсы: приносим чай, перекус, печенье, мини-подарки», — добавляет Катя.
За что мы так любим волонтёрство?
Эмоции — то, с чем всегда связаны добрые дела для большинства волонтёров. Искреннее поддерживающее сообщество, новый опыт, возможность развиваться и не стоять на месте — всё это мотивирует нас помогать другим.
На вопрос «Почему ты здесь?» Соня Кравцова, вожатая СПО «Вышка — детям» и старший куратор Школы вожатых НИУ ВШЭ 2024, отвечает так:
«Мне комфортно там, где я могу быть собой, дарить энергию, тепло и любовь, не бояться пробовать новое и поддерживать других. Именно этот комфорт я получаю в волонтёрстве и деятельности вожатого. Здесь ценят людей, помогают друг другу становиться лучше, создают комфортную среду для общения и развития каждого».
Волонтёрский центр и добрые студорганизации Вышки — это сообщество, где каждый становится лучше и делает таким же мир вокруг. А главное — здесь мы обретаем друзей, наставников и коллег, с которыми продолжаем развиваться, творить и двигаться вперёд как внутри, так и за пределами университета.
Автор: Аня Сивак
Редакторы: Ксюша Букнис, Майя Конькова
Дизайнер: Катя Морозова