Школа Волонтёра 2023: от новичка до наставника за три дня

Сегодня мы расскажем о третьем выезде Школы Волонтёра, который проходил с 3 по 5 ноября в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново». В проекте приняли участие 69 человек, которые проходили путь от волонтёра-новичка до наставника, решали различные кейсы, слушали приглашённых экспертов и, конечно, проникались атмосферой Волонтёрского центра Вышки и добрых проектов. А подготовкой выезда занималась команда из 25 человек — опытных тим-лидеров, сотрудников нашего центра и вожатых СПО «Вышка — детям». Мы поговорили с участниками и организаторами, чтобы узнать, как прошли эти насыщенные три дня.

Школа Волонтёра 2023: от новичка до наставника за три дня

Школа Волонтёра — ежегодный образовательный проект, организованный Центром лидерства и волонтёрства НИУ ВШЭ для студентов, желающих погрузиться в мир благотворительности и добрых дел, а также развиться в качестве волонтёров в стенах университета и за его пределами. Впервые выезд был организован в 2021 году. Аня Мартыненко, заместитель директора ВЦ и координатор Школы, вспоминает начало истории Школы Волонтёра:

«Наш первый выезд был пробным. Мы шли «наощупь», размышляя: «Должна ли Школа быть по направлениям? Нужно ли разделение на опытных и начинающих участников?» Тогда мы ещё не знали, к чему должны прийти»

Аня Мартыненко, координатор Школы Волонтёра, на открытии проекта
Аня Мартыненко, координатор Школы Волонтёра, на открытии проекта
Лиза Шлихт // Волонтёрский центр

Адель Файзуллина, наставник выезда и менеджер ВЦ, рассказала, как, по её мнению, поменялась Школа за три года:

«Школа Волонтёра всегда разная, с новыми участниками, спикерами, командой организаторов — и все эти люди вносят в неё особенный вклад, делятся частичкой себя с другими. Наполнение программы каждый год меняется, но душевность проекта остаётся! Поэтому мне всегда радостно возвращаться к нему вновь!»

В этом году программа Школы Волонтёра и её концепция были построены абсолютно по-новому. Организаторы отказались от работы в больших командах и разделили ребят на семь групп по десять человек. За каждой группой были закреплены вожатый и наставник, чего раньше никогда не было. Такой подход усилил вовлечённость участников в процесс обучения и сделал атмосферу ещё более тёплой.

«Также отличием от прошлого года стало то, что мы привлекли спонсоров. На закрытии Школы Волонтёра каждый участник получил подарки, предоставленные партнёрскими организациями. Нас поддержали супермаркет «ВкусВилл», антикафе «Wooden Door», музей «СЕНСОРИУМ», организаторы квестов «Клаустрофобия», сеть благотворительных магазинов Charity Shop, книжное издательство «Альпина» и музей «В тишине». Мы рады, что работаем с брендами, которые разделяют наши ценности», — отмечает Аня Мартыненко, координатор проекта.

Кроме того, активное участие в третьей Школе Волонтёра принимали различные НКО, представители которых делились своим опытом на мастер-классах и тренингах, а также предлагали ребятам решить интересные кейсы. Участники очень активно включались в обсуждение, задавали вопросы, предлагали интересные варианты решений. Наставник Адель Файзуллина поделилась одним из кейсов, который она разбирала со своей командой:

«Приведу в пример кейс с открытым решением, которым с нами поделился «Центр внимания» — проект, осуществляющий системное развитие благотворительности: «Вы — студент, перед которым стоит задача найти оригинальные и креативные способы сотрудничества между крупными интернет-продакшенами и благотворительными организациями, учитывая интересы и потребности трёх групп: некоммерческих организаций (НКО), интернет-продакшенов, аудитории (молодёжи)».

Наставник Катя Петько поделилась с нами другим кейсом, который решала её команда:

«Одним из самых интересных кейсов стало привлечение молодёжи к благотворительной акции фонда «Нужна помощь». Этот кейс актуален для фонда прямо сейчас, поэтому мы передадим его представителям решения, разработанные участниками».
Решение кейсов НКО
Решение кейсов НКО
Лиза Шлихт // Волонтёрский центр

Студенты решали не только социально ориентированные кейсы, но и размышляли об основах событийного и спортивного добровольчества: кодексе волонтёра на мероприятиях, его поведении в отношении задач материального характера, выстраивании личных границ с организаторами мероприятий и многом другом.

«Мы разбирали довольно много случаев, которые происходили с нами в реальной жизни: в университете и за его пределами, на медийных мероприятиях и ивентах с приглашёнными VIP-персонами», — рассказала наставник Катя Павлова.

Четвёртая команда Школы во время решения кейсов
Четвёртая команда Школы во время решения кейсов
Лиза Шлихт // Волонтёрский центр

Кроме решения кейсов, программа Школы включала в себя мастер-классы и тренинги от экспертов в сфере благотворительности и работы с людьми. Среди них — тренинг по пониманию инвалидности, тренинг по сценическому спокойствию, мастер-класс по первой помощи и тренинг про наставничество.

Галина Смирнова и Владислав Жестков на тренинге по пониманию инвалидности познакомили участников с четырьмя нозологиями: нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, ментальные особенности. Спикеры предложили участникам в интерактивном формате попробовать выполнить задачи, привычные для каждого человека, с ограничениями, которые испытывают люди с инвалидностью.

На мастер-классе по оказанию первой помощи от Российского Красного Креста выступили Капитолина Кожанкова и Полина Абросимова. Они научили участников делать сердечно-лёгочную реанимацию, останавливать кровотечение, а также рассказали о других направлениях доврачебной диагностики и помощи.

Валерия Кирышева, руководитель проектов Кружкового движения НТИ (Национальной технологической инициативы), рассказала ребятам, как быть наставником, какие задачи он выполняет, какие преимущества есть у этой роли, а также помогла участникам составить дорожную карту их развития как наставников. Кстати, помогал Валерии студент Рамиль Габдрахманов, уже реализовавший себя в сфере наставничества в рамках Национальной технологической олимпиады.

Тренинг по сценическому спокойствию помог участникам понять свои точки «опоры» на сцене и узнать больше о навыке публичных выступлений. Наставник Катя Павлова рассказала о нём подробнее:

«Артём Гозбенко, студент Высшей школы экономики, автор Телеграм-канале «Об искусстве и прочих бесах», рассказывал ребятам, как выступать перед публикой. Это не связано напрямую с волонтёрской деятельностью, но развивает навыки коммуникации и лидерские качества. К тому же, во время волонтёрских смен нужно общаться с абсолютно разными людьми, и с помощью таких тренингов можно и нужно учиться эффективной коммуникации».

В этом году концепцией выезда было прохождение пути волонтёра: от новичка до наставника.

«Мы дали ребятам возможность окунуться в разные стадии развития добровольческого опыта, узнать, какая им ближе, понять, какие знания необходимы на каждом этапе», — объясняет Аня Мартыненко.

На первом этапе пути от волонтёра-новичка до наставника участники общались с экспертами из ресурсного центра «Мосволонтёр», обсуждали, кто такой волонтёр и что его мотивирует, рисовали портрет волонтёра, а также решали кейсы из сферы событийного и спортивного волонтёрства — направлений, которые часто привлекают новичков.

На стадии опытного волонтёра ребята погружались в конкретные направления волонтёрства, говорили об инклюзии и учились оказывать первую помощь. На этой стадии было важно понять, как взаимодействовать друг с другом внутри команды.

Затем участники перешли на этап тим-лидера, где им нужно было научиться решать более сложные задачи, заботиться о своём ментальном здоровье и даже распутывать загадки. О ментальном здоровье и эмоциях волонтёров участникам рассказала Аня Мартыненко, исследующая эту тему уже 3 года. Также участники прошли тренинг для погружения в собственные эмоции.

Наконец, на этапе наставничества прошёл мастер-класс по публичным выступлениям и сценическому спокойствию, лекция о наставничестве от руководителя проектов Кружкового движения НТИ. Кстати, каждый этап развития волонтёра, как и в жизни, сопровождался не только образовательными мероприятиями, но и неформальными заданиями и нетворкингом. Например, для получения навыка решать задачи и анализировать причины тех или иных событий, важного как для тим-лидера, так и для наставника, участники проходили детективный квест, разгадывая тайну исчезновения Барби, отправившейся на свою первую волонтёрскую смену.

Организаторы Школы на квесте в поисках Барби
Организаторы Школы на квесте в поисках Барби
Медиаволонтёры // Волонтёрский центр

Мы спросили участников о том, что из всей насыщенной программы запомнилось им больше всего.

«Я приобрела опыт работы в команде, для которой главная цель — это не победить в конкурсе или посоревноваться с другими, а эффективно провести время вместе, делясь опытом и знаниями, понять, как стать успешным волонтёром, чтобы помочь другому!» — участница Полина Калугина.
«Было очень приятно получить опыт по оказанию первой помощи, —рассказывает участник Никита Сигал из нижегородского кампуса, — давно хотел научиться этому сам, но никак не мог найти ни время, ни деньги. А ещё очень запомнились тренинги по ментальному здоровью и публичным выступлениям, после которых мой взгляд на мир довольно сильно изменился».
Первая команда Школы и её кураторы — Арина и Миша
Первая команда Школы и её кураторы — Арина и Миша
Полина Дубровная // Волонтёрский центр

Участниками Школы Волонтёра стали ребята не только из Москвы, но и из других кампусов Вышки: четыре человека из Перми, трое из Санкт-Петербурга и один — из Нижнего Новгорода. Мы спросили у ребят из других городов, почему они решили приехать на Школу.

«Главной мотивацией стало моё назначение на пост главы ВЦ нижегородской Вышки. Сплочённого сообщества волонтёров у нас пока нет, поэтому очень хотелось познакомиться с людьми из других кампусов, узнать про их опыт, мотивацию и идеи», — рассказывает Никита Сигал.

У Лизы Федоровской из Санкт-Петербурга была похожая мотивация.

«Моей целью на эти три дня было максимально использовать возможность получить знания в новой сфере. Ведь совсем недавно я стала руководителем Центра волонтёрства НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, поэтому мне как никогда нужно развиваться в направлении лидерства, управления и волонтёрства», — делится Лиза.
Участники на тренинге про наставничество
Участники на тренинге про наставничество
Медиаволонтёры // Волонтёрский центр

Школа Волонтёра подарила новый опыт не только участникам, но и наставникам проекта. Наставник Алсу Юсупова отмечает:

«На Школе Волонтёра я смогла развить навыки межличностного общения, работы с людьми и способы подачи информации ребятам. А ещё я стала лучше понимать ту самую грань между наставником и участником, когда важно как быть с ребятами на одной волне, так и сохранять статус наставника».

Ещё один наставник и менеджер ВЦ, Арина Андреева, рассказала, что для неё выезд определил личные зоны роста и направления развития:

«Я поняла для себя, что мне нужно работать над техниками взаимодействия с командой, чётко прописывать шаги в работе с коллективом, составлять план каждой встречи, а также пробовать находить подход к каждому человеку, потому что иногда это может быть очень сложно».
Команда организаторов Школы Волонтёра
Команда организаторов Школы Волонтёра
Медиаволонтёры // Волонтёрский центр

Любава Ефимова в первый раз была наставником. Её больше всего впечатлило, что каждый из участников настолько погружался в процесс работы, что оживлённые обсуждения было сложно остановить. Студентов с разным бэкграундом на проекте объединило желание узнать как можно больше о мире волонтёрства.

«Приятнее всего было услышать положительный фидбэк о своей работе. Одна девочка сказала, что я выгляжу как типичная учительница английского, у которой муж-олигарх и которая ходит на работу в качестве хобби. Это сделало мой день!» — вспоминает Любава.

Гитарник в конце первого дня
Гитарник в конце первого дня
Медиаволонтёры // Волонтёрский центр

Для организаторов Школы было важно не только дать участникам полезные знания, но и погрузить их в атмосферу Вышки и её внеучебки. Поэтому, кроме занятий, вожатые СПО «Вышка — детям» подготовили для участников развлекательную программу. Паша Лукин, культурный организатор Школы Волонтёра, рассказал о ней подробнее:

«Наши мероприятия были направлены на знакомство участников, взаимодействие в командах, рефлексию и просто на поднятие настроения. Хотелось передать энергетику волонтёрства: позитив, энергию и в то же время душевное спокойствие».

Паша Лукин, культурный организатор выезда
Паша Лукин, культурный организатор выезда
Медиаволонтёры // Волонтёрский центр

Паша также отметил, что на выезде с самого начала сформировалась особенная атмосфера:

«Я три раза был в Вороново, но такой атмосферы никогда не видел. Позитив витал в воздухе даже после отбоя, когда люди собирались играть в настолки и просто обменивались опытом, обсуждали студенческую жизнь».

Вожатая выезда Катя Иванова также отмечает тёплую и яркую атмосферу выезда. Больше всего ей запомнился гитарник: в актовом зале висели гирлянды, ребята пели песни под гитару, а желающих присоединиться было так много, что приходилось садиться в несколько рядов.

«Я была очень счастлива находиться здесь, в Вороново, с этими замечательными людьми!» — рассказывает Катя.

На вопрос «Зачем на Школе вожатые и неформальные активности?» Аня Сивак, старшая вожатая, отвечает, что подобные мероприятия помогают лучше усвоить пройденный на занятиях материал.

«Одна из наших целей — помогать наставникам, делать их образовательную программу более интерактивной. Так получаются мероприятия, которые одновременно учат чему-то и позволяют испытать очень большое количество эмоций», — объясняет Аня.

Для каждого дня выезда вожатые подготовили уникальную программу: в день заезда участники знакомились, играли в волонтёрские настольные игры, делились своим опытом друг с другом и даже могли получить эксклюзивный расклад на добрых картах Таро!

Первый день, полный знакомств и новых впечатлений, закончился уютным гитарником, где ребята исполняли любимые песни под гитару. По словам участников и организаторов, это мероприятие ещё сильнее сблизило их.

Одним из главных неформальных событий второго дня стал фотоквест, который позволил ребятам сделать множество ярких фото на память о выезде.

«Мы дали ребятам строчки из песни «Тихий океан» и попросили сфотографироваться так, чтобы отразить их смысл. Из этих фото мы смонтировали очень атмосферное видео о том, что быть добрым и помогать проще, чем кажется», — рассказывает о фотоквесте вожатая Поля Коноплёва.

Организаторы выполняют задания фотоквеста
Организаторы выполняют задания фотоквеста
Медиаволонтёры // Волонтёрский центр

Воскресенье 5 ноября началось с яркого детективного квеста, посвящённого судьбе Барби, которая потерялась по пути на первую в её жизни волонтёрскую смену. Участникам предстояло пообщаться со свидетелями — братом, парнем, знакомыми Барби и случайными прохожими — и понять, что на самом деле произошло.

Детективный квест о Барби-волонтёре
Детективный квест о Барби-волонтёре
Медиаволонтёры // Волонтёрский центр

А прямо перед отъездом прошёл прощальный тренинг, на котором участники и организаторы смогли сказать что-то важное людям, которые окружали их на выезде, обнять их и поблагодарить. Эти минуты были трогательными и эмоциональными, ведь для каждого человека Школа Волонтёра стала чем-то особенным, важным, своим.

Поэтому мы не могли не спросить у участников, что они чувствуют после проекта.

«Для меня Школа Волонтёра — это про осознанность, искренние и яркие положительные эмоции, тепло и душевность в каждом слове и действии. Это необъятная любовь ко всем вокруг и к делу, которому так преданы все участники», — говорит Саша Волжанина из Перми.

«Школа Волонтёра — это сообщество энтузиастов, которые готовы как получать, так и передавать знания и опыт другим, — делится Полина Калугина. — Это объединение людей с большими добрыми сердцами, готовых протянуть руку помощи любому, кто нуждается в ней».

«Я нашла новых друзей и поняла, как сильно объединяет командная работа, — рассказывает Лиза Федоровская. — А ещё я осознала, каких крутых результатов сможет достичь Центр волонтёрства в Санкт-Петербурге после пройденной мной Школы Волонтёра. Эта мысль заставила меня улыбаться!»

«Для меня Школа Волонтёра — это место спокойствия. Новые знания, знакомства, опыт — всё это принесло мне покой, которого мне так не хватало до этого. Я целенаправленно искала то, что нужно именно мне, и никто меня за это не осуждал», — говорит Лера Макарова, участница выезда.

«Школа Волонтёра — это опыт, знания и люди, которые останутся в моём сердце очень надолго», — отвечает Эрика Пастухова.

Каждый участник выезда в дальнейшем сможет развиваться в волонтёрском сообществе и достичь многого. Наставник выезда Даша Лапко считает, что каждый участник смог открыть для себя что-то полезное: кто-то получил первый опыт, а кто-то стал увереннее в том, что уже знал, а также открыл для себя новые возможности.

«Участники делились со мной, кем хотят стать и каковы их планы на будущее в контексте благотворительности. Были те, кто хочет активно развиваться в выбранном ими направлении, узнавать новое, становиться тим-лидерами и наставниками. Некоторые на Школе узнали о новых треках развития и теперь хотят попробовать себя в них», — добавляет Даша.

Школа Волонтёра 2023 прошла незабываемо и для участников, и для организаторов. Сейчас мы подводим итоги, пересматриваем фотографии и общаемся с новыми друзьями. Обещаем, что в следующем году проект вернётся, ведь ему всё ещё есть, чем удивлять!

«В следующем году мы планируем Школу не на 3 дня, как всегда это было, а на целых 4! Соответственно, программа обещает быть ещё более интересной и насыщенной. Кроме этого, мы планируем пригласить уже 100 участников. Мы будем много думать над совершенствованием программы, чтобы сделать Школу Волонтёра ещё более масштабной и многогранной!» — говорит наставник Адель Файзуллина.

Оставайся на связи с Волонтёрским центром и помни: добро в душе — это ценно! А ещё больше фото со Школы Волонтёра ищи в альбомах группы. Обнимаем сердцем!

Авторы: Полина Гладких, Аня Сивак
Редакторы: Соня Чудинова, Майя Конькова
Дизайнер: Марья Скороходова
Фотографы: Лиза Шлихт, Женя Благодатских, Полина Дубровная