«По ту сторону экрана» — каково это, быть проктором?

21 и 28 ноября в онлайн-формате прошёл Чемпионат сочинений «Своими словами». Ребятам-волонтёрам предстояло попробовать себя в непривычной для студента роли прокторов. Им нужно было следить за процессом написания работ, отвечать на вопросы участников и многое другое. Мы пообщались с ребятами, и они поделились с нами своим интересным опытом и искренними переживаниями!

«По ту сторону экрана» — каково это, быть проктором?

28 ноября прошёл Чемпионат сочинений для школьников «Своими словами», в котором каждый участник может выбрать ту тему, которая действительно ему интересна, раскрыть свой потенциал и, победив, получить дополнительные баллы при поступлении в вузы-партнёры мероприятия.

Для качественного проведения мероприятия было собрано 149 прокторов, которые следили за процедурой проведения олимпиады. Команда студентов собралась из 12 вузов: МГЛУ, МГСУ, МГУ, МТУСИ, НИУ ВШЭ, НИЯУ МИФИ, Первого МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России, РАНХиГС, РГГУ, РТУ МИРЭА, РУДН, Финансового Университета при Правительстве РФ. Набор инициировал Волонтёрский центр Вышки.

 

«По ту сторону экрана» — каково это, быть проктором?, изображение №2

 

Совсем скоро нас всех ждёт зимняя сессия, и многие из студентов столкнутся с прокторингом. Мы спросили у ребят, побывавших на мероприятии в качестве прокторов, каково находиться с другой стороны экрана, изменили ли они своё отношение к прокторингу и на какие мысли натолкнуло это мероприятие.

Об их опыте в качестве волонтёров на Чемпионате «Своими словами» читай ниже!

— Каково это, оказаться по другую сторону экрана в процессе прокторинга?

Роберт Гарайшин, НИУ ВШЭ, МИЭМ, 2 курс: Крайне необычно! Это помогло мне перестать бояться прокторинга как процесса, ведь там такие же люди, весёлые, добрые и милые.

Роберт Гарайшин

 

Маша Коноплева, НИУ ВШЭ, ФКМД, 1 курс: По началу переживала за себя, что не смогу ответить или помочь участникам, но потом привыкла, и начала переживать за детей... Лишь бы каждый из них прошёл в финал.

Аня Данилова, НИУ ВШЭ, Факультет права, 3 курс: Очень интересно, на самом деле! У меня лично были большие проблемы с подключением к независимому экзамену по английскому, и именно прокторы помогли мне в самую трудную минуту, когда я уже была готова сдаться. Поэтому чувствовала, что должна хотя бы раз побывать в роли того, кто оказывает поддержку в таких стрессовых ситуациях.

 

Маша Коноплева и Аня Данилова

 

Эмиль Ибрагимов, НИЯУ МИФИ, 1 курс: Было интересно. Понимая на тот момент, что я работаю со школьниками разных возрастов, пытался посмотреть на ситуацию с их стороны — хотелось показать, что за ними «следит» самый обычный человек.

Арина Ефимова, НИУ ВШЭ, ФГН, 1 курс: Всегда очень боялась прокторов, казалось, что их задача — докапываться до деталей, а сейчас увидела, что они (а теперь они — это мы) настроены на помощь и являются некими «медиаторами» между ребёнком и системой, поэтому их обучают специальным навыкам коммуникации и оказания помощи.

 

Арина Ефимова

 

Оля Политико, НИУ ВШЭ, ФКМД, 1 курс: Было волнительно, но потом я поняла, что у меня есть возможность поддержать ребят, которым сейчас сложно. Я вспомнила свои ощущения на школьных олимпиадах, и решила, что я должна сделать так, чтобы ребятам было максимально комфортно.

Арина Ганболд, НИУ ВШЭ, ФСН, 1курс: В 11 классе писала олимпиады с прокторингом и тогда у меня было на 100% неправильное представление о нём. Но после недавнего опыта я поняла, какая высокая ответственность за каждого из участников ложится на прокторов.

Валя Максимова, НИУ ВШЭ, ФСН, 1курс: По ту сторону прокторинга —это взглянуть на этот процесс совсем иначе, увидеть, через что проходят люди, чтобы прийти к своей мечте.

Алина Гудебская, магистратура «Международный менеджмент», 1 курс: Было увлекательно увидеть процесс изнутри, понимать чувства школьников, волноваться вместе с ними и вспоминать себя на их месте!

— Расскажи про сам процесс, что запомнилось, какие были твои задачи?

 

Роберт Гарайшин: Я должен был следить, чтобы участники не пользовались запрещёнными ресурсами и не нарушали правила. Самое интересное — это запросы участников: например, был вопрос про агрегатное состояние котов...

Аня Данилова: Помощь детям по технической части написания олимпиады. Моей инициативой было оказание психологической поддержки: на своём опыте знаю, как это необходимо в такие ответственные и волнительные моменты, поэтому периодически отправляла подбадривающие сообщения в общий чат, чтобы не отвлекать участников. Я научилась оперативно решать вопросы, поскольку, когда на тебе ответственность за такое количество детей, важна каждая минута. Благодаря дружной команде организаторов ни один участник или проктор не остались без ответа!

Валя Максимова: Самым интересным в этом опыте было, пожалуй, суметь одновременно и проинструктировать участников об их дальнейших действиях после сбоев, и успокоить в случае необходимости. Кроме того, было интересно наблюдать за тем, как разные люди справляются со стрессовой ситуацией.

Валя Максимова: Самым интересным в этом опыте было, пожалуй, суметь одновременно и проинструктировать участников об их дальнейших действиях после сбоев, и успокоить в случае необходимости. Кроме того, было интересно наблюдать за тем, как разные люди справляются со стрессовой ситуацией.

«По ту сторону экрана» — каково это, быть проктором?, изображение №7

 

Арина Ефимова: Приятное ощущение поддержки со всех сторон, которое хотелось транслировать и через экран. Очень гордишься своими подопечными, когда они используют какие-то классные источники, делая своё сочинение необычным.

Маша Коноплева: Было очень мило, когда школьники улыбались в ответ на слова поддержки. Могу сказать, они все огромные молодцы! С командой организаторов мы быстро нашли общий язык, и потом я даже пригласила своих друзей, чтобы «прокторить» вместе!

Арина Ганболд: Безумно интересный опыт, состоящий из взаимодействия с интересными людьми, чтения необычных, местами забавных и глубоких сочинений, сопровождения в чате и переживания всего процесса от первого лица!

 

«По ту сторону экрана» — каково это, быть проктором?, изображение №8

— С какими проблемами ты встретился/встретилась?

 

Роберт Гарайшин: Проблемы были технического плана, но обычно после 20 минут всё решалось и становилось стабильно. Сложностей с наблюдением не было. Но когда 16 из 17 человек сказали, что не могут зайти, было весело...

Аня Данилова: Самое сложное для меня — оставаться с холодным разумом. Не все ребята бывают эмоционально подготовлены к стрессовым моментам, происходят самые непредвиденные ситуации, когда психологическое состояние ученика достигает грани. Например, пропадает написанный текст. Главное, самому не поддаваться эмоциям и принять решение, как лучше помочь и успокоить, то есть стать таким проводником между ребёнком и специалистом, способным исправить технические трудности, с которым столкнулся ребёнок.

 

«По ту сторону экрана» — каково это, быть проктором?, изображение №9

 

Эмиль Ибрагимов: Не всегда успевал быстро ответить на вопросы участников, бывало, кто-то ждал 1-2 минуты, пока я был занят другими. Конечно, ещё и технические трудности... Из-за них тяжело было оказывать помощь, успокаивать детей, когда возникали проблемы с Интернетом, из-за банальных задержек в отправке сообщений.

Маша Коноплева: Возникли проблемы со входом участников, с подачей обратной связи и возможностью контролировать большие потоки. Но мы всё равно справились!

 

«По ту сторону экрана» — каково это, быть проктором?, изображение №10

— Не можем не спросить... Ты списывал(а) в школе?

 

Роберт Гарайшин: Не буду включать моралиста и говорить, что так делать нельзя, потому что все мы понимаем, что опыт «обмена листочками» и «сделать специальные ошибки, чтобы не заподозрили» был у всех.

Маша Коноплева: Куда ж без этого! Часто списывала на непрофильных предметах, с которыми я не собиралась связывать дальнейшую учёбу. Поскольку я была отличницей, мне было гораздо проще списать — пользуйтесь, девочки.

Арина Ефимова: У нас в школе была критериальная система оценивания — 4 критерия по каждому предмету, по которым пишется отдельная работа. Это помогало лучше разбираться в предмете, поэтому списывать не приходилось (или это происходило редко). К тому же много олимпиад, экзаменов — слишком высокие ставки, чтобы списывать.

Арина Ганболд: Иногда выходили в коридор/туалет, оставляя там ответы на контрольную, чтобы как-то помочь ребятам, которые не знали материал по определённому предмету.

Алина Гудебская: По секрету скажу, что бывало всякое, но «не пойман — не вор», верно? Мне повезло, ещё пару лет назад списывать было значительно легче, не было таких прокторинговых систем.

— Что думаешь про эту олимпиаду? Участвовал(а), если бы был(а) сейчас в школе?

 

Роберт Гарайшин: Олимпиада безумно классная, особенно мне импонируют её правила. Скорее всего, я бы участвовал в ней, главное, вовремя узнать об её существовании… Отдельно хочется поблагодарить Волонтёрский центр за такое интересное времяпрепровождение в выходные, было весело и классно!

 

«По ту сторону экрана» — каково это, быть проктором?, изображение №12

 

Аня Данилова: Такие олимпиады показывают, насколько мы все разные, характерные и индивидуальные. Как мне кажется, эта олимпиада немного отличается от стандартных в моём понимании олимпиад, исходя из формата заданий. Она требует от школьников креативности и скорости восприятия любой информации, что, как мне кажется, пригодится им в дальнейшей учёбе в университете.

Арина Ефимова: Поскольку формат заданий достаточно свободный, всё зависит от твоего воображения и способности выйти за рамки, иначе задания могут показаться немного топорными и скучными.

 

«По ту сторону экрана» — каково это, быть проктором?, изображение №13

 

Оля Политико: Отличная, очень интересная штука! Жалею, что в своё время не участвовала в ней.

Маша Коноплева: Я участвовала в прошлом году и даже стала финалистом, поэтому меня позвали помогать с организацией в этом году. Это моя любимая олимпиада всех времён и народов, потому что она очень сильно отличается от всех остальных конкурсов. Здесь проверяют не столько хард скиллс, сколько софт: умение находить и структурировать информацию, анализировать и креативно подходить к решению проблемы. Это первая олимпиада, на которой я поняла, что я действительно что-то могу и умею, посмотрев на ситуацию немного под другим углом. Всем рекомендую поучаствовать в Чемпионате сочинений — это незабываемый опыт! Спасибо, ВЦ!

 

«По ту сторону экрана» — каково это, быть проктором?, изображение №14

 

Альбом со всеми фотографиями с Чемпионата «Своими словами» можно найти, перейдя по ссылке.

Автор: Диана Чазова
Редактор: Диана Берёзкина
Дизайн: Карина Тамразян
Фотограф: Лиза Афанасьева